Давным-давно, в далёкой Бразилии… рабы трудились, не покладая рук. Бесправные, они искали лучшей жизни. Однако устраивать открытое противостояние по отношению к хозяевам было невозможно. «Замаскируем-ка мы борьбу под танец», — решили рабы. Так появилось боевое искусство капоэйра.
Я вхожу в зал и вижу удивительное зрелище: радостные дети и взрослые, сильные мальчики и боевые девочки, облачённые в белое, стоят в одном большом общем кругу. Только одна деталь выделяется – цветные пояса: серые и жёлтые, оранжевые и синие, зелёно-синие и зелёно-фиолетовые. Присутствующие поют песни на португальском языке и хлопают в ладоши под игру музыкальных инструментов. В центре этого круга и происходит на- стоящая игра капоэйра. Вы спросите: «Есть ли здесь победители?». Конеч- но, на соревнованиях без победителя никак, но на тренировках их нет. А за- чем? Ведь мы учимся сами и помогаем учиться другому. Здесь главное — хорошее настроение и сама игра. Капоэйра родом из Бразилии. Именно сюда португальцы завезли африканских рабов, которые, в свою очередь, принесли с собой и свою культуру. Их работа была тяжелой. Историки говорят, что капоэйра родилась в борьбе рабов за свою свободу. Рабы не могли открыто учиться драться, поэтому грозное искусство капоэйры замаскировали под танцы, пение, сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах.
— Капоэйра — это бразильское боевое искусство, где сочетается ударная техника, техника перемещений и бросков, — поясняет основатель Международной Академии Капоэйра в Санкт-Петербурге ABADÁ-Capoeira Сергей Ильенко. Но вот вся форма белая, а пояса почему-то цветные. Разные цвета появись, как можно догадаться, неспроста. Они указывают на уровень подготовленности бойца. В школе ABADA-Capoeira есть отдельная града- ция поясов для детей и взрослых. Круг, в котором проходит тренировка, называется рода. В роде люди играют капоэйру. Каждая игра — это небольшое соревнование на реакцию и ловкость. Белая форма — это тоже традиции, так как рабы одевались в белое, чтобы не перегреваться на солнце, когда работали на плантациях, — объясняет тренер Сергей Ильенко.
В Россию новое боевое искусство пришло совсем недавно — в 1994 году, когда на российских экранах появился фильм «Только сильнейший» с Марком Дакаскасом в главной роли. Год спустя, в августе 1995 года, двое москви- чей, особенно близко к сердцу воспринявших эту картину, решили увидеть капоэйру, так сказать, в натуральном виде. После путешествия в Сан-Франциско они привезли в столицу России первые знания, которых хватило, чтобы создать первую группу капоэйристов. Движение стало набирать обороты: в Москве прошло несколько семинаров, которые проводили признанные мастера капоэйры. После даже была выпущена специализированная книга. Сейчас капоэйра между народно признана. Вернёмся в зал. Но что это? Люди хлопают? Музыкальные инструменты расположились по центру, в основании по периметру роды… К тому же, они какие-то необычные…
-Инструменты в капоэйра традиционные, так как необходимо было за- маскировать боевое искусство под танец. С тех времен так они и остались и, более того, являются неотъемлемой частью развития капоэйра как спорта и культуры в целом, — продолжает свой рассказ Сергей Ильенко. На этих инструментах сложно играть, неужели каждый капоэйрист должен уметь играть все ритмы и вариации? Степень освоения искусства на разных уровнях зависит от пояса в капоэйра. Например, чтобы получить синий пояс, необходимо играть на всех инструментах, а также знать ритмы. Когда ты получаешь синий пояс, то получаешь первый «титул» — graduado. И что, теперь это стиль жизни? В Рос- сии чаще всего — да. На всё остальное просто не хватает времени. Это затягивает…
— Я тренируюсь всего лишь 1 год и 1 месяц. Прийти на капойэру для меня было вызовом… Прежде всего, это вызов моего сына, который уже больше
4-х лет занимается капоэйрой. Я не могла признаться ему и себе, что мне не под силу тренировки. Сейчас это занятие даёт мне возможность отвлечься от рутины благодаря общению с людьми из разных стран, разделяющими общий интерес. Тренировки для начинающих проходят в интенсивном режиме. Много внимания уделяется технике: тренер детально рассказывает, какие движения и как делать, как использовать их в игре и как сочетать, — делится впечатлениями от занятий обладательница серо-жёлтого пояса Мария. Тем не менее, до определённого момента этот вид спорта играет, ско- рее, роль хобби, а не стиля жизни. При желании заниматься капоэйрой более серьёзно и профессионально можно податься в тренеры.
— Я занимаюсь в ABADÁ-Capoeira с 2007 года. Тренировки уже давно стали важной частью моей жизни, поэтому и влияние их огромное. Занятия дают мне уверенность в себе и в собственных силах вместе с пониманием того, что достичь можно гораздо большего, чем кажется. Конечно, при условии постоянной работы над собой и упорности. Капоэйра — это не просто развлечение или хобби. Для меня это очень энергичный ритм жизни. Это то место, где я становлюсь сильнее. На старших тренировках все проходит немного отлично от того, что делают начинающие капоэйристы. У новичков делается ставка на технику, основы, базу. У старших поясов основной упор делается на умение играть капоэйру вариативно, разнообразно, хитро, думать на три шага вперед оппонента, — рассказывает о своём опыте обладательница синего пояса Анастасия. Неважно, станет ли капоэйра для вас интересным занятием, хобби или профессией, в любом случае, этот вид спорта позволяет участвовать в со- ревнованиях, как по России, так и за рубежом. Заняться капоэйрой можно практически в любом возрасте при любом уровне подготовки и поэтому, при всём прочем, она достаточно универсальна.
— Сегодня в Академии Капоэйра 15 залов в различных районах города. Выбрать ближайший легко и удобно. Ограничений с нашей стороны нет ни- каких. Мы принимаем людей с любым уровнем физического развития, лиш- ним весом, недостаточной растяжкой и так далее. Главное, чтобы было желание тренироваться и побеждать себя на каждой тренировке, а остальное придет со временем, — приглашает Сергей Ильенко. Лично я, увидев тренировку, влюбилась в этот необычный и красивый вид спорта.
Дарья Царёва