Формат имеет значение!
Мы в соцсетях:

Сегодня ты гуманитарий, а завтра чистишь планетарий: как не прогадать с профессией?

Екатерина Матвейкина
Медиахолдинг "Четвёрка"

 Беспомощность, растерянность, отчаяние – все это чувствует подросток, пытаясь найти свой жизненный путь. Вопрос о выборе профессии волнует каждого старшеклассника, ведь нужно учесть даже самые, казалось бы, неочевидные нюансы, каждую мелочь: современный мир кишит информацией о новых профессиях, конкурсах и возможностях. Наша журналистка, Екатерина Матвейкина, разбирается, как занять свое «место под солнцем».

Работа занимает одно из центральных мест в жизни человека: в среднем мы проводим на ней 30 лет своей жизни, а это примерно 40 часов в неделю. Кто-то работает с особым энтузиазмом, хватается за каждую возможность улучшить свои профессиональные навыки и относится профессии как способу самовыражения, пытаясь привнести даже в рутинную работу что-то новое. А кто-то проклинает понедельники и считает секунды до окончания рабочего дня. Хочется оказаться в таком положении? И мне нет. Как говорил Конфуций: найдите работу, в которую влюбитесь, и вам больше не придётся трудиться ни одного дня в жизни.

Для меня выбор профессии всегда был одним из главных волнующих вопросов – а задумываться о выборе жизненного пути я начала еще с восьмого класса, когда поняла, что гуманитарная и техническая сфера и мне нравятся в одинаковой мере. Чего только я не перепробовала: восемь лет занималась танцами, участвовала в мероприятиях от школьного волонтерского отряда, с пятого класса – увлеклась журналистикой, пекла тортики. Девятый год я учусь в математической школе и могу сказать, что мне нравится искать новые способы решения задач, строить графики функций и решать квадратные уравнения. В нашей школе у учеников есть  много возможностей попробовать себя в разных сферах: на информатике мы создавали сайты, писали программы в «питоне» и даже делали 3D-модели петербургских дворцов. Но даже несмотря на все это, конкретную сферу я так и не смогла выбрать окончательно: варианты колеблются от журналистики до области экономики.

Я просто не понимаю как может шестнадцатилетний неуверенный в своих силах подросток сделать один из самых важных выборов в своей жизни – выбор карьеры. По результатам опроса, который я решила провести, почти 60% подростков испытывают трудности с поиском своего призвания, причем большинство из них озадачены этим вопросом на протяжении нескольких лет.

Так я поняла, что не одинока!

Разбор полета: как не совершить ошибку с выбором профессии?

Чтобы понять, что же мне ближе, я решила проходить первые попавшиеся тесты на профориентацию, еще не понимая, какую большую ошибку я совершаю. Я села за компьютер, включила Интернет и начала решать тесты. Они показались мне не особо эффективными, и позже я поняла почему.

— Каждый тест надо правильно готовить. Нужна хорошая инструкция, мотивация. Если вы спросите у врача: «А какие лекарства вы сможете порекомендовать?», никакой врач не будет рекомендовать всем какие-то конкретные лекарства, не пообщавшись непосредственно с человеком, не выяснив, от чего нужны эти лекарства. Я очень много лет занимаюсь психодиагностикой и всегда был против того, чтобы широко распространялась тестология. Раньше это было доступно только профессионалам, сейчас же любой желающий может найти эту информацию. Многие приносят себе вред, когда пытаются заниматься самолечением. По вопросу профориентации надо обращаться к тем, кто может оказать вам профессиональную помощь, — рассказывает Игорь Ильич Скрипюк, кандидат психологических наук.

Результаты опроса показали, что такую же ошибку, как у меня, совершали 50% школьников. Многие тесты, которые можно найти в интернете, бывают составлены не совсем грамотно: в них есть прямые вопросы о сфере деятельности, которая интересует человека. Такой подход мне кажется неверным, потому что цель теста – помочь человеку определить его интересы и сильные стороны, которых он не замечает сам. Другой вопрос – ожидание от прохождения тестов. Зачастую, школьники думают, что ответив на несколько вопросов, они узнают все: начиная от профессии и заканчивая учебным заведением, которое ему стоит окончить. Но на самом деле, они глубоко заблуждаются.

— К сожалению, ни один тест такой информации не даст. Он может показать только некоторые склонности, которые человек сам часто не замечает. Такую информацию мы получаем, задавая ему косвенные вопросы. Конечно, «попасть в точку» не получится, мы сможем лишь выяснить, какие есть склонности и где человек чувствует себя увереннее. Тест на профориентацию дает получить самые общие представления об интересах и склонностях испытуемого и определяет поле, где нужно искать себя. Например, есть такой тест, который позволяет определить группу профессий: человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек-знаковая система и т. д. Но, допустим, человек-человек включает в себя целую группу профессий, начиная с кассира в магазине и заканчивая психологом. Вы понимаете, какая огромная дистанция между этими двумя специальностями? – комментирует Игорь Ильич.

Тест – вспомогательный инструмент, который поможет узнать, к чему лежит твоя душа, но никак не определит профессию. Это своеобразный компас, помогающий сориентироваться в том бесчисленном множестве направлений, которые сегодня существуют на рынке труда, и найти свою нишу.

После того, как мы определились с направлением, можно начать перебирать варианты профессий. Для того, чтобы

— Чтобы вы хотя бы немножко сообразили, куда можно себя направить, задайте себе эти три вопроса, на которые надо ответить для того, чтобы облегчить свой поиск. Надо выписать на листочек то, что ты умеешь. Потому что если вы однозначно понимаете, что в какой-то области у вас нет необходимых навыков, то бессмысленно искать профессию в этой сфере. Следующий вопрос – «что я могу?». Допустим, вы считаете, что у вас нет художественных задатков, способностей к рисованию:  вид на кошку сзади – максимум ваших способностей. В таком случае, браться за эту профессию вам не стоит. А если я чего-то не могу, но очень хочу, то надо подумать: а что я могу сделать, чтобы быть ближе к тому, что я хочу? Рисовать не умею, но хотел бы уметь – могу заняться дизайном, используя различные компьютерные программы. Если у меня есть хорошие, интересные идеи, но я не умею рисовать, то я с помощью этих программ могу научиться. – рекомендует Игорь Ильич

После определения направления, можно копнуть глубже и начать знакомиться с профессиями, которые привлекли твое внимание. Школа не знакомит подростков с миром профессий, поэтому они имеют достаточно узкое представление о  специальностях и о том, как устроен рынок труда.

— Ограничиваться в поиске профессии очень поверхностным представлением о ней – неправильный подход. Надо, чтобы знания подкреплялись практикой. Школы, секции и кружки очень полезны в этом плане. Многие, попробовав профессию и узнав все ее подводные камни, уходят. Надо знать суть профессии, то, что скрывается за ее внешней привлекательностью. Если хочешь быть медиком, пойди  и поработай санитаркой: красивые накрахмаленные халаты, как в кино,  – далеко не реалии. Мало того, что благодаря такой практике можно подзаработать, так еще и есть возможность узнать профессию изнутри. Если она тебе не подходит –  вовремя сменишь путь и не потеряешь время – советует Игорь Ильич.

Еще один важный критерий – актуальность профессии, ее востребованность на рынке труда. Эксперты выяснили, что 90% всех данных в мире было создано за последние 10 лет, причем технологии продолжают развиваться, благодаря чему появляется все больше новой информации. На рынке труда нужны люди, которые умеют работать с этой информацией и разбираются в современных устройствах, поэтому самая востребованная сфера на сегодняшний день – информационные технологии.

Одним из лучших учебных заведений Петербурга можно считать Академию цифровых технологий, которая дает школьникам возможность освоить самые актуальные специальности, только появляющиеся на рынке труда в России: робототехника, виртуальная реальность, цифровое  моделирование одежды. В Академии есть более 115 образовательных программ, поэтому подросток не ограничен в выборе сферы деятельности. Набор в Академию не требует вступительных экзаменов и абсолютно бесплатный, поэтому все школьники в возрасте от 6 до 18 лет могут найти здесь свое призвание. Специалисты Академии также разработали «Навигатор профессий Петербурга» — электронный каталог профессий, ВУЗов и даже вариантов рабочих мест, который поможет найти нужное заведение на карте города и отфильтрует их по предоставленным критериям.

 Пройди через огонь, воду и медные трубы.

Помимо непосредственной практики на работе, существуют и другие способы ближе познакомиться с выбранной специальностью: секции и молодежные клубы; дни открытых дверей в ВУЗах, где преподаватели кафедры расскажут вам о ее перспективах и преимуществах; ярмарки профессий. Также есть мероприятие, которое больше подойдет для продвинутых в своей сфере людей, желающих ближе познакомиться с профессией – знаменитый конкурс World Skills Russia Juniors. Принять участие в таком конкурсе могут подростки в возрасте от 14 до 16 лет.

— Набор в конкурс зависит от выбранной компетенции. Например, чтобы соревноваться среди кондитеров, нужно учиться в поварском ПТУ. Я соревновалась с другими ребятами в компетенции «Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте» или, попросту, дежурстве по станции. В моём случае было только одно условие  –  окончить третий год обучения  на детской дороге, чтобы иметь представление об этой профессии. Пока что в конкурсе участвуют только учащиеся специализированных заведений – юные железнодорожники и учащиеся железнодорожных  университетов, а они уже определились с будущей профессией. При приёме на работу будут брать преимущественно людей, знающих железную дорогу, так что победа в конкурсе может помочь еще и при трудоустройстве в будущем,  –  комментирует Алена Тезейкина, обладательница лауреата третьей степени в конкурсе World Skills Juniors 2021 (компетенция – «Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте»).

Конкурс дает возможность не только посостязаться со сверстниками в своей компетенции, но и обучиться чему-то новому. Несколько месяцев перед конкурсом подростки проходят обучение под контролем организации.

— Всех готовили к конкурсу в равных условиях, но кто-то ушел, не дойдя до самих соревнований. Нам сообщили о конкурсе за пять месяцев до него и сказали, что готовить нас будут профессиональные поездные диспетчеры Октябрьской железной дороги. Два  раза в неделю мы ходили в Единый Диспетчерский Центр управления перевозками, где работали на настоящем тренажере дежурного по станции. Сначала получалось далеко не все, но, в последствии, я научилась принимать и отправлять поезда в считанные секунды, а главное  –  быстро реагировать при разных неисправностях, – рассказывает Алена.

Более половины опрошенных подростков, которым все же удалось выбрать будущую специальность, не сразу нашли свое призвание. Только испытав свои силы в условиях, максимально приближенных к профессии, ты поймешь, сможешь ли посвятить этому делу большую часть своей жизни. Конечно, работа над собой – непросто, поэтому в любом случае путь к выбору профессии и достижение определенных высот придет только через годы усердной работы. Но если ты найдешь то, к чему лежит твоя душа, то этот труд будет только в радость.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Даже когда ты сумел выбрать профессию, которая подходит тебе по всем критериям, и начинаешь медленно, но верно к ней идти, не стоит ограничивать свои увлечения лишь одним. Ищи новые хобби, читай книжки и учи языки: эрудированность и широкий кругозор – лучшие качества любого работника.

Те увлечения и хобби, которые удалось развить еще в подростковом возрасте, могут впоследствии стать хорошей основой для фриланса, набирающего популярность в наши дни. Таким образом, занятие любимым хобби может в будущем принести приятный бонус в виде дополнительного заработка:

— Железная дорога для меня останется хорошим воспоминанием из детства. Я собираюсь учиться на ветеринара, чтобы впоследствии стать тренером морских млекопитающих. Ещё с трех лет я очень люблю животных. Потом я переключилась конкретно на морских млекопитающих и поняла, что работать с дельфинами — моя мечта. Постепенно у меня стали появляться другие увлечения, в том числе кондитерское дело. Я прошла специальные курсы и теперь пеку на заказ, но смогла однозначно определиться с профессией тренера дельфинов. Благодаря своему хобби, в будущем я смогу подрабатывать на тортиках,  – рассказывает Алена Тезейкина.

Современная профессия – постоянное саморазвитие, потому что с каждым днем актуальная информация обновляется. Здесь на помощь приходят специальные курсы по повышению квалификации, тренинги и лекции. Но есть еще один необычный метод – ведение блога в соц.сетях. О том, как же он может помочь, я спросила у своей учительницы русского языка и литературы, Канке Анастасии Михайловны, которая ведет блог в Инстаграме, в котором рассказывает о своей работе:

— Раньше хотела быть редактором и работать в издательском деле. Сначала я хотела заниматься детской литературой, поэтому пошла в педагогический ВУЗ. Но мне так понравилось на практике в школе, что я поняла, что хочу здесь работать. Свой блог в Инстаграме я начала активно вести летом 2020. Во время самоизоляции я решила, что мне есть, чем поделиться. У меня было свободное время, и поэтому я начала активно писать посты и  снимать видео. В блоге я рассказываю о работе в школе и репетиторстве, делюсь своими советами для учителей. И в тоже время идеи, которые я вижу на страничках своих коллег, помогают мне при подготовке уроков. Мы делимся друг с другом разработками для учебы, и это очень помогает. Я поняла, что в Инстаграме есть огромное сообщество, где люди могут совместными усилиями вносить в свою работу что-то новое.

В современном мире высшее образование – только основа, которой недостаточно для того, чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Если ты хочешь достичь успеха, нужно быть в курсе всей актуальной информации, которая, благодаря развивающимся технологиям, всегда есть в открытом доступе: достаточно лишь тяги к развитию. Идеальный сотрудник должен уметь подстраиваться под новые изменения и безумно любить свою работу. Если каждый найдет работу себе по душе, человечество будет развиваться семимильными шагами, а 40 часов в неделю не будут ни для кого каторгой.

 

Похожие публикации
18.01.2021

Есть такая наука генетика

Вот бы иметь рост повыше или волосы поволнистее! Подобные мысли, так или иначе, закрадываются в головы многим. Но всё, что у нас есть, заложено самой природой, а против неё, как говорится, не попрёшь. Примерно так ответит каждый генетик. Мы поговорили с руководителем лаборатории биобанкинга и геномной медицины и руководителем отдела геномной медицины ФГБНУ «НИИ АГиР им. Д. О. Отта» Андреем Глотовым о законах наследственности, науке и пути учёного.

#
Возможности
01.12.2020

Мечтай. Учись. Твори. Как в жизни девушки из Кудрово произошла «Большая перемена»

В этом году впервые прошел масштабный конкурс проектов школьников «Большая перемена», в котором приняли участие порядка миллиона ребят со всей страны. И только лучшие смогли пообщаться с Президентом и выиграть по 200 тысяч рублей. Среди них и Диана Ушакова, ученица Центра Образования «Кудрово». Мы поговорили с ней о творчестве и пути к победе.

#
Возможности
25.11.2020

Катя Волкова: мой путь в волонтерстве

Многие хотят приносить пользу обществу, но не знают, с чего начать, а некоторые, как наша героиня, просто берут и делают. О том с чего начать и как не сдаться — в нашем интервью.

#
Возможности
25.09.2020

Умница Юлия Катышева

Юлия Катышева – в свое время стала  абсолютным победителем ежегодной Телевизионной гуманитарной олимпиады школьников «Умники и умницы».  Олимпиада проводится по профилю «гуманитарные и социальные науки», а главный приз — поступление в МГИМО. Юля рассказала о своем пути к финалу и титулу абсолютного победителя одной из серьезнейших олимпиад страны.

#
Возможности
25.09.2020

От школьной скамьи до золотой медали

Даша Фрадкина — победительница международного чемпионата WorldSkills Junior в Абу-Даби. Сразу после состязаний Даша отправилась с визитом к президенту Владимиру Путину.

#
Возможности
25.09.2020

До чего же техника дошла!

Ещё недавно не могло быть и речи о том, чтобы оставить утюг включенным. Если это вдруг случалось, приходилось бежать домой и срочно выключать. Это было раньше, а теперь появилась технология «Интернет вещей», которой сегодня владеют даже школьники.

#
Возможности