Формат имеет значение!
Мы в соцсетях:

Карелия в объективе. Как карельский фотограф попал в Vogue.

Анастасия Гончар
Автор

Виктор, как Вы пришли в фотографию? С чего начался Ваш путь?

Мой путь был долгим, но предсказуемым. Я в детстве увлекался рисованием, очень долго рисовал, срисовывал, маслом писал. После 9 класса времени стало не хватать, и я это дело забросил. Когда поступил в университет на журналистику, у нас был спецкурс по фотографии. Мы снимали на пленочку, сами проявляли, сами печатали. Вообщем, это было обучение прямо с азов фотографии. Когда я делал материалы для газет и журналов, я всегда их сам иллюстрировал. Беру интервью — снимаю материал, делаю репортаж о событии — снимаю фоторепортаж. И постепенно меня стало так увлекать, что интерес к фотографии пересилил интерес к тексту. Со временем стали появляться первые коммерческие заказы. Как и большинство фотографов моего поколения, я начинал работать в ночных клубах. Потом пошли первые портретные, свадебные, семейные съемки. Фотографией я начал заниматься в 2003 году, а в 2010 году я переехал в Петербург. Там учился в школе рекламной фотографии Игоря Сахарова. Он — первый сертифицированный европейский фотограф рекламы. После окончания этой школы я вернулся в Петрозаводск, зарегистрировал ИП и с тех пор профессионально, официально работаю фотографом.

С чего начать заниматься фотографией новичку?

Брать и снимать. Потому что есть такая история, когда ты хочешь чем-то начать заниматься, ты очень долго ходишь вокруг этого, собираешь необходимое оборудование. Неважно, чем ты занимаешься. Например, спортом. Люди думают, что спорт начинается с красивого костюма, кроссовок, абонемента в спортзал. Спорт начинается с того, что ты вышел из дома и побежал. Тоже самое и в фотографии, ты вышел из дома, взял смартфон и начал снимать все, что вокруг. Соответственно, смотреть, снимать, анализировать свои работы и смотреть фотографов, найти себе не кумиров, но ориентиры. То есть тех, кто тебе нравится, кого ты уважаешь, чье творчество тебе близко, чьи взгляды ты разделяешь. Смотреть, как они снимают, разбирать их работы, искать бэкстейджи, изучать их, разбирать. Потом, в принципе, можно пойти в фотошколу, на курсы. Но нужно понимать, кто тебе преподает, чтобы не сомневаться в качестве полученных знаний. Но, по большому счету, все равно это самообразование. Смотреть на лучших и учиться!

К слову о лучших, кто стал лучшим для Вас?

Ну, первый фотограф, который повлиял на меня — мой преподаватель в университете. Впоследствии я посетил достаточно большое количество мастерклассов. Когда я стал изучать фотографию, в том числе и мировую, я выделил для себя очень много интересных людей, которые развивают мировую фотографию. Энни Лейбовиц, Питер Линдберг, можно вспомнить того же Ричарда Аведона, Хельмута Ньютона — это корифей фотографии, классики, многих из них уже нет в живых, но их работы до сих пор являются эталоном целого жанра фотографии. Современную фотографию я тоже изучаю, смотрю, в ней тоже очень много интересных имен. Нет смысла их перечислять. Каждый сам находит для себя что-то своеобразное, интересное, к чему он стремится и пытается подражать. Здесь, как и в любом другом искусстве, сначала подражаешь, а потом находишь свой стиль. Поэтому смотреть, анализировать, пытаться сделать так, а потом улучшить.

Вы упомянули на лекции свой авторский курс по фотографии. Расскажите про него поподробнее.

Когда была пандемия, и мы все были вынуждены несколько месяцев сидеть дома, я решил и себя развлечь, и людей поддержать, которые находились дома и им тоже было скучно. Я подумал, а что я могу сделать? Тогда шли дистанционные съемки по Zoom и FaceTime, но я понял, что мне это не интересно. Мне было интересно как раз-таки преподавать. К тому времени у меня был уже довольно большой опыт. Я 10 лет развиваю школьную фотографию в своем авторском ключе. В течении нескольких лет я и преподавал это. Я вёл вебинары, онлайн и оффлайн занятия: мы записывали курсы, вели их в разных форматах. И я решил разработать собственный курс по мобилографии — то есть фото на смартфон. Почему на смартфон? Потому что он есть у всех и это самый быстрый, простой способ войти в фотографию. Я придумал собственную программу, как с азов объяснить людям какие-то моменты, которые могут им помочь здесь и сейчас, научить их фотографии дома. Придумал различные хитрости, лайфхаки, показывал, как работает свет, различные фактуры. Я давал задания — люди их выполняли. Раз в неделю мы проводили живой вебинар с теорией и заданием, а через пару дней мы эти задания разбирали в прямом эфире. Все эти задания, занятия доступны, выложены в моем паблике. Их можно посмотреть и пройти. В обсуждениях видны работы участников, можно посмотреть, как эволюционировал курс, как эволюционировали сами работы. По-моему, два месяца шел сам курс. Когда, собственно, нам открыли двери, дали возможность выйти на улицы, он стал уже неактуален. Но, может быть, в ближайшее время я как-нибудь его возобновлю уже с новыми знаниями. Предоставлю новые возможности участникам, которым это будет интересно.

Как вы считаете, можно ли научить фотографии? Что важнее для фотографа: талант или отточенное мастерство?

Везде, в каждом виде творчества, в любом виде деятельности 99% — это трудолюбие, а 1% — это какая-то предрасположенность. Я уверен, что добиться хороших результатов может любой человек. Главное — проявить настойчивость, трудолюбие, не бросать сразу. У меня тоже не всё получилось. Моя первая съемка, первая пленка вообще пошла в брак. У меня порвалась перфорация на пленке и я 60 кадров снимал на 1 кадр. Я просто достал всю белую пленку, собственно, ничего на ней не было. Тогда мне учитель рассказал свою историю, как у него тоже первая пленка вышла в брак. Главное — не отчаиваться, продолжать и не пугаться критики — конструктивной критики, не хейтеров слушать, а наставников, кто тебе скажет что-то важное. Хороший уровень может достичь любой человек при должном усердии. Вопрос уже дальше — станет ли он гением, условно. Но гениальный человек — это не просто тот, кто сделал что-то качественное и великое, это тот, кто изменил индустрию. Если хватит таланта, прозорливости, видения, некоего предвосхищения будущего, то этот человек может такой стиль выработать, за которым пойдут массы людей. Для этого — да, нужна та самая искра, талант. А стать неплохим коммерческим фотографом может практически каждый при должном усердии.

В 2020 год итальянский журнал Vogue опубликовал две ваших фотографии. Расскажите об этом поподробнее. Что вы чувствовали? Как вы этого добились?

Да, журнал Vogue — флагман в мире моды, самый уважаемый и авторитетный журнал. У них есть онлайн подразделение — photo-Vogue, куда каждый может отправить свои работы. Отправить может каждый, но не каждая работа туда попадёт, потому что там очень жесткое администрирование. Отправлять работы можно раз в неделю. И то не каждую неделю. Бывает, ты заходишь на сайт, а они говорят: «Ну, извините, на этой неделе мы не работаем». Прислать можно две работы раз в неделю по понедельникам. И если эти работы соответствуют пониманию прекрасного модераторов этого сайта, то они их оставляют. Если не соответствуют — их просто удаляют без объяснения причин. Собственно, когда у меня первая работа была опубликована, я был очень рад. При том, что я несколько раз ее отправлял в разные рубрики. У них есть рубрикация. Твоя работа может быть интересной, но она может попасть не в ту рубрику. И тебе никто это не будет объяснять, они просто удаляют ее. Я со второй попытки отправил эту работу, потому что считал, что она достойна. Она попала. Я был просто счастлив! Потому что это Vogue! Несмотря на то, что это не печатный журнал, тем не менее это все равно бренд. Те редакторы, которые выпускают журнал, являются и законодателями трендов. Они отсматривают все самое интересное, то, что на острие. И моя работа у них. Потом, в течении этих двух лет, у меня появилось портфолио из 14 работ. Это разные жанры. Есть портреты, есть пейзажи. В принципе, они ищут что-то аутентичное. У меня много карельских пейзажей. Так как эта картинка для итальянских редакторов необычная, то они, конечно, ее ценят. С модой сложнее, потому что Париж, Италия — мировые центры моды. И там чем-то удивить их довольно-таки тяжело. Сейчас у них появилась еще дополнительная графа по повестке. Кроме того, что там есть жанры, там есть еще и повестка актуальных трендов. Таких, как Black Lives Matter, как, например, гендерная история, история с Climat Change. Любая работа теперь должна быть каким-то образом актуальной. Поэтому попасть стало чуть-чуть сложнее. Делать что-то конкретное для того, чтобы попасть я не стал. Иногда проходят какие-то работы, которые соответствуют их эстетическому вкусу.

Что вы считаете своим главным достижением?

Наверное, мое главное в этом плане достижение — это то, что у меня в Vogue опубликован школьный портрет. Это отражает то, как я развиваю школьную фотографию, как я ее вижу. Я часто встречаю среди потенциальных клиентов непонимание. Я снимаю школьников в ч/б, снимаю их в школе. Мне хочется показать их характеры. Мне не хочется делать цветной журнал, я хочу делать настоящую книгу. Один такой портрет я отправил в Vogue, он прошел и теперь есть у меня в портфолио. Теперь я могу сказать, что мой авторский взгляд оценили редакторы Vogue. Поэтому это вполне имеет право на существование. Я двигаюсь туда, куда надо. Я не хочу делать эту фотографию другой. Это не то чтобы достижение, это знак условного качества, которые мне выдали люди с компетенцией.

Почему вы уделяете так много внимания школьной фотографии? Может у этого есть предыстория?

Вообще, первый альбом я сделал несколько лет назад. И я, честно говоря, не хотел этого делать. Ко мне пришли родители и говорят: «Мы хотим школьный альбом». А я представлял это как обычную виньетку, либо как книжечку на 5 страниц. Я не хотел этим заниматься, мне было неинтересно. Мне сказали: «Давай так: ты сделаешь классные портреты, а альбом делай, как хочешь». Тогда я подумал, почему бы и нет. Я могу сделать книгу, которая отразит жизнь класса. Я понял, что у каждого из детей должен быть свой разворот. На две страницы портрет и какая-то информация о нем. Это может быть цитата или будущая профессия. Для того, чтобы получить доверие ребят, я стал ходить на уроки и снимать их. Соответственно, у меня получилась довольно большая репортажная часть, которую я в этот альбом включил. Книга получилась довольно-таки интересной, насыщенной.

Почему Вы решили продолжить эту деятельность?

Я понял, что это то, что мне интересно. Я общаюсь с ребятами, которые моложе меня, я внутри этого сообщества, узнаю какие-то новые вещи для себя. Понятно, что информационное поле одно, но тем не менее я все равно вижу, чем подрастающее поколение живет. Это интересно. Каждый раз это вызов. Сделать портрет в обычной школе, где не всегда есть ремонт, не всегда есть нормальный свет — это творческий вызов, который я каждый раз принимаю. Особенно мне важно, чтобы после общения со мной у каждого из школьников остались приятные впечатления. Школьный фотограф — это один из первых, с кем школьник сталкивается (в плане с профессиональной фотографией). Довольно часто такой опыт может быть травматичным. Когда съемка проходит в течении часа в школьном коридоре на фоне какой-нибудь цветной тряпки, и фотографу, который это делает, вообще ничего не важно: ему нужно просто прогнать всех быстро, за три минуты сделать портрет — тогда это может оставить глубокий след. Когда ко мне приходят дети после такой съемки, они уже не доверяют. Мне приходится тратить больше времени на то, чтобы пообщаться, показать, что я заинтересован искренне в том, чтобы сделать классные фотографии.

Как Вы работаете с людьми, которые не любят фотографироваться?

Как раз после этой истории, у меня появился психологический проект. Он о том, как помогать людям, которые себе на снимках вообще не нравятся. Я провел социальный эксперимент. Пригласил 20 человек, которые вообще себе не нравятся на фотографиях. У меня была гипотеза, что если объяснить им теорию: как падает свет, как работает ракурс, как естественно позировать — они себе будут нравится гораздо больше, чем нравились до этого. Из 20 человек только троим потребовалась по-настоящему помощь психолога. Этот курс мы разрабатывали с психологом. Казалось бы, три человека — это довольно большая цифра, получается примерно 15%. Но нужно понимать, что выборка была из тех, кто вообще себе никак не нравился. Остальные ушли с пониманием, что они могут на фотографии получаться. В этом плане, моя миссия была выполнена. Там была девочка 15 лет, которая никак не снималась. У нее постоянно были фотографии спиной, полубоком, лица не было видно. Оказалось, что когда ей было 12 лет, кто-то из одноклассников пошутил над ее фотографиями, и у нее появился блок. Когда она от меня уходила, она была просто счастлива. Мне потом ее мама написала огромное письмо: «Спасибо, у ребенка теперь другое восприятие себя». Поэтому тут не то чтобы у меня была великая миссия, но тем не менее я, когда прихожу в школу, понимаю, что имею дело с очень тонкими вещами. Сознание людей в подростковом возрасте пока что нестабильное. Внешность очень сильно меняется, не все к этому привыкли. Моя задача — показать, что это красиво, естественно, что себя можно и нужно любить, что портрет, даже в школьных условиях, может быть классным.

Расскажите о самой сложной или необычной съемке в вашей карьере.

Много такого было. Мы снимали рекламу в Дубае в 2012 году, причем это была реклама белья, а страна мусульманская. Так что это было даже опасно с какой-то стороны. В пустыне было жара уже с утра. Уже в 9 утра невозможно было стоять на этом песке. Это было все очень тяжело, но результат был довольно интересный.
Еще была съемка с животными. Я снимал заводчицу собак. У нее были два огромных алабая в студии. Они сидели в полутора метрах от меня, очень нервничали, потому что у них лапы разъезжались на скользком полу, а единственным человеком, которого они видели, к тому же незнакомым, был я. Мне от этого было очень некомфортно.
В Петербурге мы делали репортаж про руферов и мы лазали по крышам. Меня никто не предупредил, что нужна обувь по типу кроссовок на мягкой подошве, я пошел в сандалиях. Там очень скользкие крыши, тоже было довольно-таки нервно. Подобных случаев много. Были очень классные свадьбы, прямо как в фильмах показывают. Когда все это проходит в каком-то загородном доме: и начало сборов, и вечеринка с живой музыкой и концертом, и все счастливые. Впечатлений оттуда много, уходишь заряженный. Все люди счастливы, очень классно.

Судя по всему, вы любите свою работу!

Да, поэтому я и люблю свою работу. Каждый раз какая-то новая штука. Мне неинтересно зацикливаться на каком-то одном жанре. Я стараюсь все снимать. У меня есть несколько ключевых историй, как школьная фотография, семейная, бизнес. Когда мне удается снять что-то новое для себя, я с удовольствием снимаю это. У меня в последнее время есть много здоровских фудсъемок. Мы снимали для ресторанов карельской кухни. Очень самобытное, интересное меню получилось. Каждый раз какие-то поездки, а это всегда очень круто. Не обязательно фото-, это может быть и видеосъемка. Несколько лет назад мы ездили с Лукоморьем (туристической компанией), снимали тур. Мы ехали от Петербурга до Териберки — через всю Карелию, Мурманскую область и до Баренцева моря. Мы ехали неделю, все вокруг снимали. У нас получился влог где-то на полчаса, который занял второе место в конкурсе туристических видеопрезентаций. Еще я снимал небольшой клип про Паанаярви — это небольшой заповедник на севере Карелии. Этот ролик занял у меня первое место. Я очень люблю такие вещи, когда можно куда-то поехать, что-то снять, особенно, если это новое место, новые люди, какая-то новая история. Это всегда дарит огромное количество впечатлений, энергии для дальнейшей работы и жизни.

Сейчас вы работаете не только по Карелии?

Да, я работаю там, куда меня приглашают. В 2020 году мы ездили в Вологодскую область снимать бульдозер в лесу. Компания ЧЕТРА, которая производит бульдозеры, сама располагается в Сибири. У нас — её дочерняя компания, которая занимается сервисом. Мы участвовали во внутреннем конкурсе, нам нужно было сделать рекламные материалы. Мы сели в УАЗик и ехали 800 км сначала до Череповца, а потом еще километров 300-400 вглубь вологодских лесов, чтобы найти тот самый бульдозер, который мы будем снимать. Мы сняли несколько роликов и с этим материалом победили. В прошлом году мы ездили в Апатиты в Мурманскую область и там тоже снимали бульдозер, который работает на местной ТЭЦ. И тоже в конкурсе победили. Это, конечно, забавно. Вообщем, ехать куда-то туда, чтобы снять работающую технику — почему бы и нет?

Вы закончили филфак, занимались писательской деятельностью. Сегодня вы продолжаете писать? Почему прекратили?

Сейчас я пишу сценарий для сериала. Но это история очень длительная, не знаю, когда она закончится. У меня вышел один рассказ. Это рассказ в серии «Во Вселенной метро 2033». Это был последний сборник, который выходил в этой вселенной, называется «О чем молчат выжившие». Там была тематика — байки у костра, о чем говорят выжившие сталкеры, когда собираются на привале. Это небольшой рассказ, страничек на 5, но тем не менее получился он довольно крепкий. У нас в городе есть очень хороший писатель, который пишет хоррор и фантастику — Олег Кожин. Я ему давал этот рассказ на рецензию, он его оценил. Сказал: «Давай, отправляй». Я отправил, и, собственно, этот рассказ вышел в печать.

Какие у вас планы на ближайшее будущее? Планируете участвовать в каких-то проектах?

Проектов огромное количество. Вопрос только во времени и, может быть, в финансах. Сейчас есть планы снимать новые документальные фильмы, новые ролики, в том числе о Карелии. Может быть выпустить авторский подкаст или снимать подкасты другим. Вопрос именно в таком профессиональном видеопродакшне, чтобы делать под ключ разные интересные и сложные вещи.

Виктор, вы очень интересно рассказываете о своей профессии. Чувствуется, что вы любите свое дело. Но все же, что такое фотография для Вас?

Это большая часть моей жизни. Это то, что меня увлекает, что приносит мне заработок, то, в чем я разбираюсь. Фотография дала мне пропуск в дальнейшее развитие. Сейчас я занимаюсь и документальным кино, и видео, и клипы снимаю. Я очень много снимаю фото- и видеоматериалов про Карелию, чтобы популяризировать республику, привлекать новых туристов. Фотография — это то, чем я занимаюсь последние 20 лет. Сейчас фотография — это моя жизнь.

Похожие публикации
31.05.2023

Вдохновлённые побеждать

Спорт — это сила, спорт — это жизнь! Добьёмся победы! Соперник, держись! Именно так поддерживают спортивную команду перед важными соревнованиями очаровательные девушки-черлидерши. Обычно кричалки под музыку сопровождают танцевальные, акробатические и гимнастические элементы.

#
Интересы
31.05.2023

Турнир на миллион

Играет музыка, трибуны замерли в тревожном ожидании. На футбольном поле разминаются игроки, в том числе и я. Тренер даёт завершающие рекомендации. Мы с волнением, но решительно переглядываемся с другими игроками. Это турнир по детскому футболу «Кимберли камп», который прошёл в минувшие выходные. 

#
Интересы
31.05.2023

Айкидо. Искусство перенаправления энергии

Существует множество восточных единоборств. Айкидо-одно из них. Что оно скрывает? Резкие броски и удары или плавные движения, напоминающие танец? Это искусство нападения или защиты? Давно пора во всём разобраться. Давайте заглянем в спортивный зал, где ученики уже расположились в ряд на татами…

#
Интересы
10.05.2023

Подкаст о футболе и черлидинге

Давно собираешься заняться футболом или, быть может, мечтаешь попробовать себя в группе команды поддержки и танцевать под задорную музыку? Тогда слушай скорее наш подкаст, где мы расскажем всё, что нам известно о футболе и черлидинге

#
Интересы
06.05.2022

Картины под открытым небом. Почему Петербург – это столица уличного искусства?

Санкт-Петербург называют культурной столицей России. Что ни шаг, то шедевр архитектуры. Но только любопытный путешественник знает, что за фасадами исторических зданий скрываются произведения другого искусства — уличного.

#
Интересы
23.02.2022

Достоевский FM: на одной частоте с униженными и оскорбленными

Роман «Униженные и оскорбленные» — история о настоящей и бескорыстной любви, о лицемерии и о тяжкой судьбе человека.

#
Интересы