Ещё недавно не могло быть и речи о том, чтобы оставить утюг включенным. Если это вдруг случалось, приходилось бежать домой и срочно выключать. Это было раньше, а теперь появилась технология «Интернет вещей», которой сегодня владеют даже школьники.
Что такое Интернет вещей, спросите вы? Всё не так просто, как кажется. Если детально, то это почти полностью автоматизированная система, имеющая много связанных межу собой и с внешней средой устройств. Их действия через интернет координирует специальная программа. Технология помогает решать бытовые, промышленные и общественные задачи без участия человека. Так, через интернет мы можем выключить утюг, включить чайник и полить цветы, даже находясь в другом городе.
Специалисты, которые могут создавать новые технологические решения, сегодня очень нужны, поэтому в Петербурге решили, что готовить их нужно сразу со школьной скамьи!
Санкт-Петербург и город Пушкин – стали первыми местами в России, где начали обучать этой технологии школьников. В 2015 году в «Центре детско-юношеского технического творчества и информационных технологий» Пушкина (которым тогда руководил Дмитрий Сергеевич Ковалев) ребятами под руководством педагогов был разработан проект «Умная теплица».
Теплица была придумана для детей, для того чтобы можно было на простых примерах обучить технологии Интернета вещей. Программное обеспечение поставляла компания «PTC Technology corporation», техническую поддержку осуществляла компания «2Р Партнерс». Эта теплица – старт, после которого можно было понимать, куда двигаться дальше. С тех пор мы стараемся разрабатывать какие-то инновационные вещи – комментирует педагог Академии цифровых технологий по направлению «Интернет вещей», Игорь Безверхов.
Сейчас Интернет вещей – одна из компетенций, по которым проходят соревнования по стандартам Word Skills как среди взрослых, так и среди юниоров. Интересно, что, например, в вузах, обучение этой современной и, безусловно, востребованной профессии, только начинают вводить, тогда как в дополнительном образовании подростки 14-16 лет уже побеждают на всероссийских и мировых чемпионатах и, можно сказать, являются готовыми специалистами, которых можно смело отправлять на рынок труда через какую-нибудь пару лет.
В Академии цифровых технологий ребята собрали своими руками множество приборов вплоть до метеостанции.
Здесь дети имеют доступ к 3-D принтерам, к фрезерным и токарным станкам, в том числе и с ЧПУ (числовым программным управлением), где вытачивают необходимые им в работе детали. Кстати, сами станки с ЧПУ нарисованы в дополненной реальности. Если навести на них смартфон, можно увидеть все их данные через специальное приложение. Некоторые образцы комплектующих ребята делают сами, за исключением, может быть, пластиковых корпусов. Сейчас школьники занимаются разработкой вещей для сити-фермерства. Один из последних проектов – это так называемая «смарт-грядка».
Смарт-грядка может работать не только в ручном режиме, но и в автоматическом. У неё две основные функции: полив и включение света. Если на грядку плохо падает свет, то автоматически включается освещение, а когда высыхает почва – включается полив. Здесь же есть водичка и специальная помпа. Уровень воды измеряют два датчика. Пользователь может увидеть всё это через планшет или через телефон. У нас есть люди, которые хотят не только для обучения смарт-грядку использовать, но и себе домой поставить – рассказывает педагог Игорь Безверхов.
От компьютера внезапно отрывается Денис, один из победителей многочисленных чемпионатов по компетенции «Интернет вещей», и включается в беседу.
– Я сейчас пишу программу для смарт-грядки. Делаю режим обновления для того, чтобы можно было посмотреть прямо с платы, что работает, а что нет. Для грядки можно установить определённое время, когда робот будет насыщать почву влагой. Например, в понедельник с 10 до 12 или во вторник с 9 до 13. Все показания с датчиков выводятся на платформу. Всё это работает из любого места, где есть интернет – знакомит с технологией парень.
Ребята, которые обучаются Интернету вещей, участвуют в крупных олимпиадах и чемпионатах, таких, например, как НТИ и WorldSkills – соревнования, целью которых является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации людей по всему миру. Совсем недавно, 4 сентября, Дениса и других детей из петербургской команды награждали за достойное выступление на мировом чемпионате WorldSkills в Казани. В своей компетенции петербургские воспитанники заняли четвёртое место.
– Не у каждого взрослого есть такое количество разных побед на соревнованиях, как у того же Дениса. Индустрия Интернета вещей ещё формируется, но уже сейчас такие ребята, не побоюсь этого слова, бесценны в каждом промышленном гиганте, где в работе используют программное обеспечение – говорит педагог.
На сегодняшний день Интернет вещей – это целый набор программного обеспечения, который продолжает обновляться и совершенствоваться, а новые технологические решения и разработки здесь способен предложить даже ребёнок. Кто знает, быть может, уже спустя какое-то время, они будут запатентованы и станут использоваться во всём мире.